Всё началось в 1976 году с Audi 100 C2. Ровно 40 лет назад с конвейера сошли первые «сотки» с новым пятицилиндровым двигателем Audi. Новейший двигатель для Audi 100 второго поколения построен на наработках блока EA 827 от VW Group.
Тогда в Ингольштадте задумались над переходом марки в элитный эшелон и решили, что новый пяти- или рядный шестицилиндровый двигатель подойдёт лучше, чем уже имеющийся четырёхцилиндровый блок. Из-за проблем с распределением веса и пространственных ограничений в подкапотном пространстве Audi 100 C2, инженеры компании решили не продолжать разработку шестицилиндрового мотора и сфокусировались на пятицилиндровом.
![Audi 100 GL 5D C2. 1978 год Audi 100 GL 5D C2. 1978 год](https://c6.staticflickr.com/9/8240/29338495125_bf2f09c88f_z.jpg)
Первый пятицилиндровый двигатель Audi имел рабочий объём 2,1-литра и с инжектором выдавал 136 л.с. при 5 700 об/мин, а его максимальный крутящий момент достигал 185 Нм при 4 200 об/мин. Карбюраторную версию данного движка запустили в апреле 1978 года. Первый карбюраторный пятицилиндровый двигатель Audi имел рабочий объём 1,9-литра и выдавал 115 л.с. при 5 400 об/мин, а также 154 Нм при 3 700 об/мин.
![Audi 100 GLS 5E C2. 1979 год Audi 100 GLS 5E C2. 1979 год](https://c8.staticflickr.com/9/8327/29338495655_cf6043ac66_z.jpg)
В 1978 году представили атмосферный 2,0-литровый дизель Audi 100 C2, выдававший 70 л.с. и 90 Нм. В 1984 году этот дизельный движок обзавёлся турбокомпрессором, что повысило его отдачу до 87 л.с. и 172 Нм.
![Audi quattro B2. Женевский автосалон 1980 год Audi quattro B2. Женевский автосалон 1980 года](https://c8.staticflickr.com/9/8371/28717414583_7963ce24ea_z.jpg)
Возвращаясь к пятицилиндровому бензиновому юбиляру, он получил турбокомпрессор в 1979 году. Мотор развивал достойные 170 л.с. и 265 Нм. Таким оснащалась Audi 200 5T для американского рынка. Инженеры Audi продолжили совершенствовать двигатель и установили на него интеркулер, что на выходе вылилось в 200 л.с. мощности и 285 Нм тяги. Этот монстр дебютировал под капотом легендарной модели Audi Quattro на Женевском автосалоне 1980 года. Для раллийных гонок в классе Group B подготовили 2,1-литровую версию данного движка, выдававшую 360 л.с. мощности и 450 Нм крутящего момента. Финскому гонщику Ханну Миккола этого хватило, чтобы выиграть титул чемпиона мира по ралли в 1983 году.
![Audi 200 5T C2. 1981 год Audi 200 5T C2. 1981 год](https://c8.staticflickr.com/9/8465/28717412583_6336f135e8_z.jpg)
Audi Sport Quattro B2 показали в сентябре 1983 года на автосалоне во Франкфурте. Этот раллийный прототип оснастили 2,1-литровым двигателем с четырьмя клапанами на цилиндр. Данный мотор производил 306 л.с. и 350 Нм. Всего выпустили только 214 экземпляров Audi Sport Quattro B2.
![Audi quattro A2, Group B. 1983 год Audi quattro A2, Group B. 1983 год](https://c2.staticflickr.com/9/8255/29338498665_cebca8fb6f_z.jpg)
К 1984 году поспела новая веха развития пятицилиндрового двигателя Audi. В этом году 2,3-литровый блок стал первым пятицилиндровым двигателем с каталитическим конвертером и полностью электронным блоком управления системой зажигания в качестве стандартного оснащения. Он развивал 136 л.с. и 188 Нм, но в некоторых модификациях был чуть менее мощным: 133 л.с. и 186 Нм.
![Audi Sport quattro B2. 1984 год Audi Sport quattro B2. 1984 год](https://c8.staticflickr.com/9/8526/29338502415_0985328982_z.jpg)
В 1987 году немецкий автогонщик Вальтер Рёрль за рулем Audi Sport Quattro S1 установил новый рекорд легендарного международного раллийного заезда Pikes Peak International Hill Climb, покорив гору за 10 минут и 47,85-секунды. В этом ему помог 2,1-литровый 598-сильный пятицилиндровый двигатель Audi.
![Audi Sport quattro S1 E2. 1987 год Audi Sport quattro S1 E2. 1987 год](https://c6.staticflickr.com/9/8421/29338502965_eb871dcc48_z.jpg)
В 1988 году мир увидел ещё один новый пятицилиндровый бензиновый двигатель Audi с четырьмя клапанами на цилиндр, двумя каталитическими конвертерами, системой диагностики и продвинутой системой охлаждения. Первой такой двигатель получила полноприводная Audi 200 Quattro 20V C3 для американского рынка в варианте с 2,2-литрами рабочего объёма, мощностью 220 л.с. и 309 Нм крутящего момента.
![Audi Coupé 2.3E B3. 1989 год Audi Coupé 2.3E B3. 1989 год](https://c8.staticflickr.com/9/8258/29338498095_53d52ce092_z.jpg)
Самый мощный пятицилиндровый двигатель Audi подготовили для кузовного чемпионата IMSA GTO 1989 года. Под капотом Audi 90 Quattro он развивал феноменальные 720 л.с. и 720 Нм. В том же году дорожное подразделение компании Audi представило первый турбированный пятицилиндровый дизельный двигатель с непосредственным впрыском топлива для модели Audi 100 TDI. 2,5-литровый агрегат выдаёт 120 л.с. и 265 Нм. В 1994 году его модернизировали до 140 л.с. и 290 Нм.
![Дизельная Audi 100 TDI C3. 1990 год Дизельная Audi 100 TDI C3. 1990 год](https://c6.staticflickr.com/9/8378/29338495965_1953c57dc5_z.jpg)
Развитие двигателя продолжилась и в 1991 году вышла легендарная Audi S4 с 20-клапанным 2,2-литровым рядным пятицилиндровым двигателем, генерирующим 230 л.с. и 350 Нм. Три года спустя выходит могучий универсал Audi RS2 B4, упакованный 2,2-литровым турбомотором мощностью 315 л.с. и 410 Нм тяги.
![Полноприводная Audi 200 quattro 20V C3. 1990 год Полноприводная Audi 200 quattro 20V C3. 1990 год](https://c6.staticflickr.com/9/8520/29338496885_ca463d7a65_z.jpg)
Перенесёмся в 2009 год. В этом году Audi рассекретила совершенно новый 2,5-литровый турбодвигатель для экстремального купе TT RS, где он выдавал мясистые 340 л.с. и 450 Нм. Инженеры продолжили модернизировать двигатель и в 2012 году под капотом Audi TT RS он уже развивал 360 л.с. и 465 Нм. Три года спустя выходит Audi RS3 Sportback второго поколения с эволюционным двигателем 2.5 TFSI мощностью 367 л.с. и 465 Нм крутящего момента.
![Горячий универсал Audi S2 Avant B4. 1992 год Горячий универсал Audi S2 Avant B4. 1992 год](https://c4.staticflickr.com/9/8118/29338501715_ff36e17a95_z.jpg)
В своей последней эволюционной редакции, пятицилиндровый двигатель Audi с турбонаддувом выдаёт массивные 400 л.с. и 480 Нм. Таким оснащают новые Audi TT RS Coupe и Roadster. Новая Audi RS3 Sportback получила аналогичный пятицилиндровый агрегат.
![Универсал Audi Avant RS 2 B4. 1994 год Универсал Audi Avant RS 2 B4. 1994 год](https://c8.staticflickr.com/9/8881/29338497255_700c662bcc_z.jpg)
![Audi TT RS Roadster. 2009 год Audi TT RS Roadster. 2009 год](https://c6.staticflickr.com/9/8315/28717416653_71c7eb651a_z.jpg)
![Раллийная Audi TT RS. 2011 год Раллийная Audi TT RS. 2011 год](https://c8.staticflickr.com/9/8034/29338503255_233b6a7908_z.jpg)
![Горячий хэтчбек Audi RS3 Sportback. 2011 год Горячий хэтчбек Audi RS3 Sportback. 2011 год](https://c4.staticflickr.com/9/8239/28717414003_0674587c32_z.jpg)
![Горячий хэтчбек Audi RS3 Sportback. 2015 год Горячий хэтчбек Audi RS3 Sportback. 2015 год](https://c8.staticflickr.com/9/8267/29338499135_9c7c6aa546_z.jpg)
![Горячий кроссовер Audi RS Q3 Performance. 2016 год Горячий кроссовер Audi RS Q3 Performance. 2016 год](https://c8.staticflickr.com/9/8840/28717414943_387d4daae9_z.jpg)
![Audi TT RS Coupé. 2016 год Audi TT RS Coupé. 2016 год](https://c1.staticflickr.com/9/8494/28715320264_434c3c6112_z.jpg)
По материалам: motor1.com.