Favorit — это во всех смыслах знаковая модель для чехословацкого автопроизводителя Skoda в частности, и для чехословацкого автопрома в целом. Самый первый предсерийный Skoda Favorit, разработанный итальянским кузовным ателье Bertone, собрали на заводе Skoda в Млада-Болеславе в 1987 году. Через полгода здесь же наладилось и серийное производство нового хэтчбека класса B.
На стадии конструирования Skoda Favorit проходил под кодовым обозначением 781. Знаковым новый хэтчбек стал отчасти потому, что его чехословацкий автопроизводитель разработал собственными силами, а отчасти и потому, что он был переднеприводным. Skoda 781 прошла путь от концепта до серийного автомобиля под патронажем Петра Грличка, возглавлявшего в то время научно-исследовательский институт Skoda.
Видео: Skoda Favorit. реклама конца 1980-х
Авторство окончательного варианта кузова принадлежит тогдашнему руководителю дизайн-студии Bertone — Нуччо Бертоне, потратившему на проект четыре месяца. Его компания отправила гипсовую модель в масштабе 1:1 чехословацкой стороне осенью 1983 года. К августу 1984 года был готов и первый опытный образец кузова Skoda 781 с агрегатами, который и стал первым ходовым опытным образцом. Всего фирма Bertone подготовила для своего заказчика 12 кузовов.
![Škoda Favorit. дизайн Bertone. 1987 – 1994 годы производства](https://c5.staticflickr.com/8/7477/28619665532_081a226c63_z.jpg)
В разработке конструкции кузова Skoda 781 и подготовке документации принимали участие чехословацкие специалисты и их коллеги из Италии. Плодотворное сотрудничество обеих сторон стало залогом отличного результата. Кузов одновременно имел и современную конструкцию, и оригинальный дизайн. Чтобы окончательно покорить сердца потенциальных покупателей, чехи пригласили к разработке модели Favorit партнёров из Porsche со своими выдающимися наработками в области погашения вибраций и снижения шума. Также немецкие инженеры разработали крепления для двигателя. В итоге для создания модели Favorit чехословацкая Skoda привлекла специалистов из 42 компаний.
![Škoda Favorit. дизайн Bertone. 1987 – 1994 годы производства](https://c6.staticflickr.com/9/8734/28109887813_075c132dd5_z.jpg)
Чтобы сделать посадку и высадку пассажиров более удобной, инженеры решили повысить высоту кузова до 1 415 мм (версия в кузове хэтчбек). Продуманную функциональность внутреннего пространства Skoda Favorit подтверждает возможность раскладки передних сидений и даже создания полноценного спального места. Отдельной похвалы Skoda Favorit заслуживает за систему отопления с разветвлённой схемой подвода теплого воздуха. Как для автомобиля такого класса, оформление приборной панели сделали довольно таки богатым. Это обеспечило довольно легкую считываемость всех показаний и отличный доступ ко всем переключателям.
![Хэтчбек Skoda Favorit для рынка Британии. 1989 – 1994 годы](https://c4.staticflickr.com/9/8679/28109889683_17ef2497f1_z.jpg)
В оснащении базовой версии Skoda Favorit использовался 4-х цилиндровый карбюраторный двигатель объёмом 1,3-литра, развивавший 58 л.с. В основу этого силового агрегата легла старая конструкция, выпускавшаяся с 1964 года. Обновлённый двигатель приспособили к поперечному расположению спереди (ранее его ставили сзади и продольно). Чтобы достичь низкого расхода топлива, мотористы Skoda серьёзно модернизировали систему питания.
![Универсал Skoda Favorit Estate. 1991 – 1995 годы](https://c8.staticflickr.com/9/8885/28725333535_830e860a7f_z.jpg)
С наступлением в 1989 году бархатной революции в Чехословакии, в жизни Skoda наступили не лучшие времена. Из-за границы начали приезжать западноевропейские автомобили, а на конвейере завода Skoda начались первые производственные сбои. Решением проблем на заводе занялось правительство, которое принялось искать заграничного инвестора для возрождения Skoda.
![Пикап Skoda Favorit Foreman II Pick-up. 1991 – 1995 годы](https://c1.staticflickr.com/8/7658/28619669232_a0c0b28b87_z.jpg)
Первоначально на роль спасителя Skoda претендовало 24 крупных компании, среди которых американский концерн General Motors, немецкий BMW и французский Renault. Однако самую привлекательную и выгодную программу возрождения уже чешского автопрома, предложил немецкий концерн VW Group. Дизайнеры Volkswagen исправили все недостатки и изъяны Skoda Favorit. В конструкцию автомобиля внесли более трёхсот изменений, что позволило существенно улучшить качество сборки и сохранить все основные характеристики «Фаворита».
![Фургон Skoda Favorit Freeway Plus II Van. 1991 – 1995 годы](https://c3.staticflickr.com/9/8717/28619666602_96bdc0e8df_z.jpg)
Volkswagen избавил Skoda Favorit от всех проблем с качеством комплектующих, а с февраля 1994 года запустил производство «Фаворита» с обновлённым двигателем, развивавшим до 64 л.с. (в чём заслуга центрального впрыска топлива). В конечном счёте, изменения оказались настолько значительными, что с 1994 года начинается история совершенно иного автомобиля — Skoda Felicia, ознаменовавшего новую веху в развитии чешского автопрома. За всё время чехи продали 783 163 экземпляров «Фаворита».
![Skoda Favorit Flairline для рынка Британии. 1992 - 1993 годы](https://c5.staticflickr.com/9/8554/28619670132_c071e5af58_z.jpg)
Коротко про технические характеристики Skoda Favorit
В конце 80-х годов инженеры Skoda пришли к неутешительному для своего производства выводу: наступило время отказываться от автомобилей с задним расположением двигателя. В Skoda Favorit реализована принципиально новая для чехословацкой марки концепция переднего привода и поперечного расположения двигателя.
![Универсал Skoda Favorit Estate Flairline. 1992 - 1993 годы](https://c8.staticflickr.com/9/8766/28109888463_9f246fe9bd_z.jpg)
Несмотря на сложную политическую обстановку в стране, с 1987 по 1994 годы Favorit стал одним из самых массовых и популярных автомобилей Чехословакии в начале 90-х гг.. Особенно быстрыми темпами Skoda Favorit раскупали в СССР. В некоторых регионах СНД эта иномарка некоторое время была дешевле тольяттинской альтернативы — ВАЗ-2109.
![Skoda Favorit Blackline для рынка Британии. 1993 - 1994 годы](https://c1.staticflickr.com/9/8726/28619670872_93964dba77_z.jpg)
На базе хэтчбека Skoda Favorit выпускался пятидверный универсал Forman и пикап Pick-Up. В Украине популярнейшей модификацией стал кузов хэтчбек, в то время как другие кузова не получили широкого распространения. Несовершенство конвейерной линии привело к вполне закономерным болячкам в Skoda Favorit: у многих экземпляров быстро гнили пороги, периметр пятой двери, арки крыльев и лонжероны около точек крепления задних сайлент-блоков.
![Skoda Favorit Silverline для рынка Британии. 1993 - 1994 годы](https://c7.staticflickr.com/8/7577/28619671182_bfb9e1e85c_z.jpg)
Всего для Skoda Favorit всех модификаций было доступно три двигателя и все с рабочим объёмом 1,3-литра. Skoda Favorit 136 с карбюраторным двигателем была динамичнее аналогичного варианта Favorit 135, но более высокий уровень сжатия в первом двигателе требует высокооктанового бензина. В среднем все агрегаты Skoda Favorit «бегают» около 300 000 км без капитального ремонта. Эти движки оснащаются нижним распредвалом с короткой цепью.
![Универсал Skoda Favorit Estate Silverline. 1993 - 1995 годы](https://c4.staticflickr.com/9/8841/28109888923_645cac7ea3_z.jpg)
Коробка передач у Skoda Favorit только механическая пятиступенчатая. Оригинальные амортизаторы служат до 100 000 км, а сайлент-блоки могут пройти до 80 000 км. Все расходные детали ходовой части можно свободно менять без рычагов.
![Skoda Favorit Rally на ралли Австралии. 1994 год](https://c3.staticflickr.com/8/7788/28619672082_3691bd267d_z.jpg)
Рулевое управление в Skoda Favorit — реечное без усилителя. Со временем рейка начинает стучать, требуя регулировки или несложной операции по замене втулок. Наконечники рулевых тяг выходят из строя в среднем каждые 70 000 км. Тормозная система не доставляет особенных неудобств, но для длительной работы передних механизмов необходимо следить за состоянием резиновых пыльников суппортов.
![Универсал Skoda Favorit Estate CD. 1995 год](https://c8.staticflickr.com/9/8883/28109889183_878c2fc44c_z.jpg)
Колёсная база Skoda Favorit составляет 2 450 мм. Длина у хэтчбека, универсала и пикапа составляет 3 815 мм, 4 160 мм и 4 065 мм соответственно. Ширина у всех кузовов неизменна — 1 620 мм, а высота в соответствии к длине равна 1 415 мм, 1 425 мм и 1 430 мм соответственно. Снаряжённый вес автомобиля с 47 литрами топлива в баке составляет от 840 до 930 кг.
![Хэтчбек Skoda Favorit Trendy](https://c2.staticflickr.com/9/8691/28109895153_dc4c69e1d7_z.jpg)