По способности автомобилестроительной отрасли развиваться даже в период глубокого кризиса можно сделать прогноз на процветание всей страны. Так произошло с Audi, BMW, Porsche, Volkswagen, и так произойдет с любым другим производителем. После войны немцам было нелегко, но они какими-то невероятными усилиями смогли создать Porsche 356, который со временем вырос до первого 911-го – лучшего спортивного автомобиля XX века. Материал сопровождают фото Porsche 911 разных модификаций.
Оглавление:
Создать спортивный автомобиль Фердинанд Порше мечтал еще когда работал для правительства, разрабатывая бюджетного «Жука». Всю войну он со своим сыном Ферри проектировал военную технику, и что еще хуже, 22 месяца отсидел в тюрьме у французов. Как «лягушатники» вообще посмели посадить за решетку кавалера Рыцарского креста с мечами I степени, профессора и доктора наук? Но Фердинанд Порше просидел на нарах не без пользы: он помог французским конструкторам разработать Renault 4CV, а Ферри, тем временем, зарабатывал на возобновление семейного конструкторского бюро. Ферри жилось тоже не сладко: работал во всеми забытой австрийской деревушке на лесопилке. Но дела Порше-младшего пошли настолько успешно, что к выходы из тюрьмы Фердинанда им хватило денег возобновить семейное предприятие и осуществить давнишнюю мечту.
Истоки Porsche 911 уходят в 1948 год, когда дебютировал Porsche 356. Этот родстер получил алюминиевый кузов, так как в послевоенное время алюминий был доступней стали. Дизайн автомобиля разработал давний друг семьи Порше – Эрвин Коменда. Заднемоторный Porsche 356 унаследовал от Volkswagen Beetle подвеску, тормозную систему, рулевое управление, двигатель и 4-ступенчатую коробку передач. Но над двигателем семейство Порше все же поработало: с 1,1-литрового оппозитного движка они получили 40 л.с. мощности, против 25 л.с. в исполнении для «Жука». Первый Porsche 356 Roadster с бортовым номером 1 удалось вернуть в музей Porsche только в 1962 году, когда его выкупили у хозяина.
Снаряженная масса Porsche 356 составляла всего 585 кг, а в сочетании с отличной обтекаемостью кузова родстер мог легко выходить на пиковую скорость 130 км/ч. Автомобиль получился относительно недорогим, особенно когда его производство поставили на широкую ногу в пригороде Штутгарта – Цюффенхаузене. До 1965 года Porsche выпустила 76 300 экземпляров этого автомобиля в различных вариациях – огромная цифра для этого класса.
Старт «проекта 901»
После смерти Фердинанда Порше в 1951 году, во главе фирмы оказался дальновидный Ферри, который всерьез задумался о будущем семейного бизнеса. У новоиспеченного главы Porsche было несколько больших проблем. С одной стороны у «фольксвагеновского» двигателя уже заканчивались резервы для форсировки, а с другой стороны, пришло время разработать уже свою платформу, так как солидный автомобиль на «народной» платформе не построишь. Поэтому к концу 50-х гг. XX века Ферри инициировал старт «проекта 901». В этот раз у конструкторов компании была полная свобода действий.
К этому моменту шеф Porsche уже побывал в США, повидал американских мускул-каров и решил поэкспериментировать с 4-х местными автомобилями. Единственное его требование в новом проекте сводилось к длине колесной базе 2,2 метра.
Самый удачный дизайн для «проекта 901» предложил сын Ферри – Фердинанд Александр (тогда его все мило называли «Бутци», что переводится с немецкого как малыш). Поговаривали даже, что папа малыша загубил перспективный проект Эрвина Коменды, лишь бы угодить сыну. Да, наработанные Фердинандом Александром эскизы стали рабочими чертежами только после взбучки Ферри, но время показало, что он был прав! Мало того, что молодой дизайнер оказался на удивление талантливым, так он еще выразил преемственность поколений и заглянул в будущее. Мода на дизайн в среде спортивных автомобилей быстро меняется, но в случае с «проектом 901» дизайн оставался актуальным до конца 70-х, а до конца 90-х он дошел лишь с небольшими изменениями, но с базовым чертежом образца 60-х.
Правда, намеченная изначально Ферри концепция 4-местного купе так и осталась нереализованной, да и в Европе у 4-местного Gran Tourismo было немного шансов на успех. Однако в будущем эти наработки все же нашли серийную реализацию в Porsche Panamera.
Автомобиль с аналогичным индексом разрабатывали французы из Peugeot. Немцы по этому поводу не сильно расстроились и попросту сменили ноль на единицу. Так и родился первый Porsche 911, дебютировавший на Франкфуртском автомобильном салоне в 1963 году.
История Porsche 911 на конвейере
В производство уникальный спорткар пошел осенью 1964 года. Свою идеологию 911-й унаследовал от 356-го, но не более того. Двигатель по-прежнему остался сзади и получил систему воздушного охлаждения. Интересным техническим решением стала оппозитная схема расположения цилиндров, при которой цилиндры стоят друг против друга. Но в отличие от предшественника, двигатель стал 6-цилиндровым и имел по два кулачковых распредвала в головке. Воздух для этого 130-сильного двигателя объемом 1991 куб. см подавался через шесть карбюраторов Solex. Максимальная мощь двигателя достигалась при 6 100 об/мин. Первый Porsche 911 разгонялся с этим движком до 210 км/ч.
Для автомобиля с самого начала была доступна 4- или 5-ступенчатая КПП, передняя подвеска McPherson спереди и торсионная подвеска сзади. На всех колесах были установлены дисковые тормоза. Рулевое управление инженеры Porsche выбрали реечное. Вообще-то, выбранная компоновочная схема привела к неважной курсовой устойчивости, высокой склонности к заносам и чувствительности к боковому ветру.
Со временем эти недостатки были удачно устранены, но единственной серьезной проблемой надолго остался поразительный шум двигателя на скоростях от 160 км/ч. Устранив некоторые дефекты, Porsche предложила 911-й по новой, возросшей цене, что сделало его дороговатым для большинства поклонников марки. Это стало причиной для начала разработок модификации 912, представленной в 1965 году в Цюффенхаузене. Этот автомобиль получил 4-цилиндровый 1,6-литровый двигатель.
Взрывной спрос на Porsche 911, выпуск первых Targa с жесткой съемной крышей.
Совсем скоро спрос превысил все ожидания, что заставило Porsche стремительно расширять производство. Также в 1965-ом компания начинает выпускать кабриолет Targa с компоновкой крыши на основе съемной жесткой секции. В этом автомобиле была установлена ставшая классической жанра дуга безопасности и огромное панорамное заднее стекло. Эта дуга безопасности и панорамное стекло настолько понравились публике, что едва не первыми «позаимствовали» идею американцы, создавшие аналогичный кабриолет на базе своего Chevrolet Corvette.
В 1966 году двигатель для 911-го получает 160 л.с мощности, а через 4 года появляется модификация Porsche 911 S с двигателем мощностью 190 л.с. и рабочим объемом 2195 куб. см. В исполнении S автомобиль получил увеличенную на 47 мм колесную базу, что позитивно повлияло на его управляемость и комфортабельность. Кстати, уровень комфорта был здесь сродни американским купе и даже Datsun 240 Z.
Начало эпохи Porsche 911 в автоспорте
В конце 60-х гг Porsche 911 начинает свое триумфальное шествие по автодромам всего мира. Не будем приписывать все победы только 911-ому: кое-каких успехов достиг и 356-й, выигравший в Ле Мане в своем классе. Но победы других машин были эпизодическими, а настоящей легендой стал только Porsche 911.
Мировую славу команда Porsche завоевала в 1968 году, когда пилоты на Porsche S-2,2 финишировали на первом и втором месте на ралли Монте-Карло, а затем стали лидерами в общем зачете Европы. Со временем побед становилось все больше, а поражений все меньше. Никто и не заметил, как Porsche 911 сначала стал национальным достоянием Германии, а затем и автомобильной иконой вселенского масштаба. Porsche 911 – это не только невероятно удачный спорткар, но и прадедушка для целого выводка автомобилей в современном модельном ряде Porsche. На его базе в 1972-ом выпустили 911 Carrera RS с 2,7-литровым движком, развивавшим 210 л.с. Мотор уже тогда получил систему электронного впрыска топлива! В начале 70-х нельзя было и представить более быстрое немецкое авто, способное развивать 245 км/ч. Другой принципиальной инновацией в 911 Carrera RS стало появление заднего антикрыла, прозванного «утиным хвостом». Эта маленькая деталь породила целую эпоху увлечения автопроизводителей разного рода аэродинамическими компонентами.
Оригинальная серия 911 прекратила свое существование в 1977 году. В 1996 году Porsche выпустила свой миллионный автомобиль, что стало причиной торжественного празднования в Цюффинхаузене. Для любой марки уровня GT, один миллион экземпляров – это астрономическая цифра. Ключи от редчайшего автомобиля (коим естественно стал внучек оригинального 911) достались премьер-министру земли Баден-Вюртмеберг из рук самого Ферри Порше, которому на тот момент было 86 лет.