Volkswagen Passat развивается по спирали. Зная об этом, многие эксперты предрекали, что в восьмом поколении модель вернется к старому рецепту как в Passat B5 и позаимствует основную концепцию у Audi. Так и случилось! Однако новинка все же удивила: она подражает не только Audi, но еще и старым моделям BMW…
В 2013 году Volkswagen Passat отпраздновал 40-летний юбилей: в 1973 году с заводского конвейера сошел первый экземпляр будущего бестселлера класса D от Volkswagen. В момент своего первого показа «Пассат» отнюдь не произвел фурор: его построили на платформе от уже известной модели Audi 80. Инженеры не стали сильно изменять новичка ни в стилистике, ни в конструкции, так что он сильно повторяет донорскую модель. Разница была только в том, что Audi 80 выпускалась только в кузове седан, а Volkswagen предложил публике более широкую гамму кузовов: фастбеки, хэтчбеки и универсалы. Выбранный рецепт оказался эффективным. В Германии первое поколение VW Passat прекратили выпускать только осенью 1980 года, а в Бразилии Passat B1 небезуспешно выпускался вплоть до 1988 года.
Так уж сложилось, что «фирмообразующей» моделью у Volkswagen служит основоположница своего класса, модель Golf. Но как только Passat оценили и распробовали в Поднебесной (где он продается под именем Magotan), он стал для Volkswagen «моделью №1», так как он в разрезе всего модельного ряда немецкой марки продается наибольшим тиражом.
Стремясь не потерять клиентов, работая над второй генерацией «Пассата» немцы проявили весь свой консерватизм. В результате проверенная временем платформа подверглась лишь незначительной модернизации (конструкторы увеличили длину колесной базы и сделали полунезависимой заднюю подвеску). Не произошло кардинальных перемен и в дизайне. Действительно революционным стал только Passat B3, хотя судьба долгожителя выпала на долю B2: в Бразилии второй Passat выпускали до 2006 года, а в КНР старичок выпускается даже сейчас (Passat B2 продается на внутреннем рынке Китая по цене около 9 000 долл.).
Сегодня может показаться, что B1 и B2 – это близнецы. Но первое поколение машины было доступно в нескольких вариациях оформления передка: желающие могли заказать автомобиль с двумя или четырьмя фарами круглой или прямоугольной формы.
Машина серии B3 дебютировала в 1988 году: на нее то и выпала роль культовой на постсоветском пространстве. Модель отличалась качественно новым дизайном, поперечно расположенными силовыми агрегатами, полностью новой платформой (правда, во многом ее конструкция «слизана» с Golf). Несложным изменением интерьера и внешности, а также пополнением в гамме силовых агрегатов, в Volkswagen перевоплотили B3 в B4, однако новинка продавалась довольно плохо: за первые три года продаж во всем мире было продано только 690 000 Passat B4, что слишком мало для автопроизводителя уровня Фольксвагена.
Passat B3 и B4 отличают разные кузовные панели, оформление кузова и силовой каркас, однако крышу и стекла конструкторы оставили полностью одинаковыми. В базовом оборудовании B4 (машина поступила в продажу в 1993 году) уже были преднатяжители ремней безопасности, система ABS и пара подушек безопасности.
Поколение B5 стало очередным опытом Volkswagen по заимствованию платформы у Audi, но с кардинальной сменой приоритетов в дизайне. Трудно поверить, но «пятерка» превзошла по успешности B3 и B4 вместе взятые: за все время ее продали в количестве 3 300 000 экземпляров, тогда как два предыдущих поколения в сумме разошлись 2 290 000 экземплярами. Поэтому не удивляет, почему менеджеры Volkswagen делали все возможное, чтобы максимально продлить жизнь этого поколения (хотя могли пойти уже протоптанной тропой: обновить внешность и преподнести глубокий рестайлинг в качестве нового поколения B6). Но в следующем, шестом Пассате, немцы опять сменили идеологию, построив его на гольфовских агрегатах.
Как вы могли понять из описанной выше биографии «Пассата», его история действительно развивается по спирали. Судите сами: B1 построили на платформе Audi; B2 – стал глубоким рестайлингом; B3 – построен на платформе Golf; B4 – глубокое обновление; B5 – платформа от Audi… В шестом и седьмом поколениях машина вновь была построена на платформе «Гольфа».
Стиль у «шестерки» был действительно скроен по лекалам VW Golf, что стало большим разочарованием для публики – такое сходство не прибавляло статуса бизнес-модели. Дизайнеры вынуждены были спешно перекроить внешность B6 под премиальную модель VW Phaeton, результатом чего стало фантастическое обновление B7.
Тому, каким получилось новое поколение B8, мы обязаны предыдущей генерации. Если бы публика начала критиковать новичка за невыразительный и строгий дизайн, художникам Volkswagen пришлось бы разрабатывать новый образ автомобиля. Однако новый корпоративный стиль Volkswagen оказался необычайно популярным, да и прошлый «Пассат» продавался неплохо: его покупали каждые 29 секунд, что позволяло немцам продавать по 1 100 000 таких автомобилей в год!
Новый седан B8 получил модный, купеобразный силуэт с покатой крышей (что заставило инженеров установить задний диван несколько ниже). Детали в Passat B8 проработаны на высшем уровне. В его дизайне нет никаких визуальных шумов (под этим термином в дизайне называется мелочевка, которая привлекает к себе лишнее внимание, например, буксировочные проушины, стыки деталей и прочее). Автомобиль в целом производит ощущение высокого качества и дороговизны. Не случайно ведь восьмой «Пассат» презентовали под слоганом «Новый. Бизнес. Класс». На очередном витке спирали Passat вновь подражает Audi, ведь дороговизна была извечным коньком марки «четырех колец». Говорить о техническом подражании нет смысла, так как практически весь автопарк концерна VW Group создается на унифицированной платформе MQB, поэтому по технике любой Volkswagen ничем не уступает Audi и даже Skoda.
Новый «Пассат» доступен с опцией Trailer Assist, которую высоко оценят покупатели универсалов: система поможет маневрировать задним ходом с пристыкованным прицепом. Ассистент управляется с джойстика.
При этом само стремление попытаться сделать так, чтобы прибавить дороговизны внешнему виду VW Passat – это на 100% подход Audi. Просто B8 оказался на стыке массового и премиального сегментов. Такое заключение о проделанной работе сделал главный дизайнер Volkswagen Клаус Бишофф. По глубине проработки, качеству материалов и стилистике – это премиум, но без экстра-модных примочек, поскольку выбор в пользу «народного автомобиля» всегда делают немолодые люди: они часто уже отметили свой 50-летний юбилей, а главное – предпочитают просторные дизельные универсалы, с хорошей акустикой, чтобы слушать The Beatles и ABBA. Поэтому в дизайне модели много ностальгических ноток, отсылающих в эпоху восьмидесятых-девяностых.
Дизайнерам и эргономистам пришлось немало поработать над сохранением «сенсорно-кнопочного» баланса, но потраченное время компенсировалось! Кстати, новый «Пассат» избавили аналоговой приборной панели: она заменена 12,3-дюймовой TFT-панелью, на которую можно выводить практически любую информацию на свое усмотрение.
Если приглядеться ко всей этой ностальгии, то невольно подмечаешь подражание B8 старым моделям BMW. Конструкторы B8 сделали менее массивной заднюю стойку? Так они скопировали знаменитый изгиб Хофмайстера. Бока кузова стали поджарыми? Это характерная черта боковин прекрасно знакома поклонникам баварской марки.
Новый VW Passat можно будет индивидуализировать с помощью дизайнерского R-пакета, с которым внешность машины станет более агрессивной. Пакет состоит из других бамперов, новых хромированных деталей и спойлера. Внутри R-пакет предполагает установку другого руля, иной обивки сидений, металлических накладок на педали и некоторых дополнительных нюансов.
Интерьер новинки вполне соответствует баварским традициям – он построен вокруг водителя, хотя стилистику B8 оставили донельзя классической. Нечему удивляться, так как новую генерацию «Пассата» старались сделать такой, какой ее хотят видеть покупатели. Значит, потенциальным покупателям «Пассатов» надоели излишества, им нужно качество и приятное оформление.
Пропорции у VW Passat B8 изменились: машина стала короче, передний свес уменьшился на 40 мм, колесная база немного увеличилась, высота машины снизилась на 14 мм, но пространства для головы стало больше на 26 мм. Новый B8 – это B5, но современный. В том соблюдались пожелания народа, и он задал стандарты для народного премиума. Принято считать, что именно «бэпятый» заложил фундамент для повышения качества интерьеров среднеразмерных машин.
Сможет ли B8 стать примером для подражания для будущих новинок? Делать выводы еще слишком рано, так как все зависит от цены. Если ценник останется народным, а не перейдет в премиальный класс, тогда VW Passat B8 действительно станет стандартом класса и на него начнут равняться конкуренты. По крайней мере, такого развития событий ждут создатели машины.