Оглавление:
Audi F103 – конец DKW |
Двигатель и трансмиссия Audi F103 |
Кузов Audi F103 |
Производство и продажи Audi F103 |
Audi F103 – конец DKW
В этой статье пойдет речь о бестселлере конца 60-х, начала 70-х годов, а по совместительству и основоположнике серии среднеразмерных автомобилей Audi. Став заменой для устаревшего DKW F102, Audi F103 положил начало для целой линейки автомобилей, настоящим хитом среди которых стала Audi 80. Построенная на базе DKW F102, Audi F103 отличалась довольно таки существенно: в ней использовались современные четырехтактные двигатели, в то время как в DKW F102 – устаревшие двухтактные. Чтобы подчеркнуть значимость перехода с двухтактных двигателей к четырехтактным, немецкий концерн остаточно упразднил марку DKW в пользу единоличной Audi.
Семейство Audi F103 состояло из нескольких моделей, отличавшихся рабочим объемом двигателя и получавших название по его мощности. Так на свет появилась Audi 60, 72, 75, 80 и 90, развивавшиеся соответственно около 60, 72, 75, 80 и 90 лошадиных сил. Внешне все Audi F103 отличались от более премиальной модели Audi 100 C1 по сигналам поворотов на передних крыльях, фарами, решеткой радиатора и несколькими незначительными деталями по кузову.
Первое время F103 продавалась просто под названием Audi и только немногим позже машине дали название Audi 72 (по номинальной мощности рядного четырехтактного двигателя). Производство более мощных спортивных седанов Audi 80 и Audi Super 90 (все тот же кузов F103) началось в 1966 году. Еще через два года в гамме F103 появилась менее мощная модификация Audi 60, ставшая завершающим штрихом в линейке.
В 1969 году на смену Audi 72 и Audi 80 пришла Audi 75, а в 1972 году семейство F103 прекратило конвейерную жизнь, уступив место первому поколению Audi 80 в кузове B1, которому частично и посвящается этот материал, а также будет посвящен следующий.
Двигатель и трансмиссия Audi F103
Все модели семейства F103, как уже было отмечено выше, приводились в движение четырехтактным, продольно расположенным двигателем. Сочетание четырехцилиндрового движка с передним приводом стало базовым шаблоном для целого выводка автомобилей: Volkswagen Passat, Audi 80, Audi 100, Volkswagen Golf, Jetta, Polo и т. д. Поскольку в основе Audi F103 лежало шасси от DKW F102, где трудился трехцилиндровый двухтактный двигатель, то систему охлаждения пришлось немного сместить влево, а не располагать ее перед двигателем, как было прежде.
Движок для F103 разработали совместными усилиями мотористов Daimler-Benz, Volkswagen и Audi. Впоследствии его назвали Mitteldruckmotor (двигатель со средним давлением). Степень сжатия у мотора была необычайно высокой, что позволяло его поставить в иерархии между бензиновыми и дизельными двигателями.
Audi F103 во всех модификациях оснащался лишь четырехступенчатой механической трансмиссией. Передние тормоза были дисковыми, что было несвойственно для автомобилей класса D в то время. Зато задние тормоза оставили традиционными барабанными.
Самые слабые и экономичные Audi 60 продержались в производстве с 1968 по 1972 годы и оснащались 1,5-литровым двигателем, выдававшим в разное время от 54 до 64 л.с. Динамика разгона до 100 км/ч у этой версии составляла 18 секунд при максимальной скорости 144 км/ч. Охлаждение двигателя всех версий было водяным, а подача топлива к двигателю осуществлялась через карбюратор Solex.
Уровнем выше стояла Audi 72, выпускавшаяся с 1965 по 1969 гг. В этой версии ее 1,7-литровый движок выдавал 72 л.с., что обеспечивало машину динамикой разгона до 100 км/ч за 14,8 секунды и 148 км/ч максимальной скорости.
После ухода с конвейера Audi 72 в 69-ом началось производство Audi 75, которая выпускалась до 1972 года. При неизменном рабочем объеме двигатель развивал 75 л.с., что сократило динамику разгона на 0,3 секунды и обеспечило прибавку 2 км/ч к максимальной скорости.
Выпускавшаяся с 1966 по 1969 годы Audi 80 выдавала все заявленные 80 л.с., что сократило динамику разгона до 14,0 секунды и увеличило максимальную скорость до 152 км/ч. Самой динамичной и резвой, безусловно, была Audi Super 90, выпускавшаяся с 1966 по 1972 годы. Эту модификацию приводил в движение 1,7-литровый агрегат мощностью 89 л.с., что позволило снизить разгон до 100 км/ч до 12,2 секунд и увеличить «максималку» до 163 км/ч.
Кузов Audi F103
Audi F103 во многом продолжает форму кузова DKW F102, но не обошлось и без изменений. Чтобы поместить в моторном отсеке новый четырехцилиндровый двигатель, его размеры пришлось увеличить. Изменилась передняя и задняя часть кузова. Для рынка Европы Audi F103 выпускали с модными в тот период фарами прямоугольной формы, в то время как у DKW F102 фары были круглыми.
Все модификации F103 выпускались в кузове седан (двухдверный и четырехдверный). Однако двухдверные модификации не поставлялись на рынки стран, где они не пользовались спросом (например, в Италии и Великобритании).
За исключением Audi Super 90, на базе F103 был также построен кузов трехдверный универсал. Его дебют состоялся на автосалоне в Женеве в марте 1966 года и по аналогии с универсалами Volkswagen его назвали Variant.
В зависимости от кузова, снаряженная масса Audi F103 составляла от 960 до 1 065 кг, при длине 4 380 мм, ширине 1 626 мм и колесной базе 2 490 мм. Все кузова имели независимую торсионную переднюю подвеску и торсионную заднюю.
Производство и продажи Audi F103
В середине 60-х гг. XX века Audi F103 был самым успешным представителем модельного ряда марки. К июлю 67-го годовой выпуск автомобилей Audi достиг 100 000 единиц, 40 000 из которых приходилось на разные модификации F103. За все время серийного производства с 1965 по 1972 гг. Audi F103 вышла в количестве 416 853 машин, 386 361 из которых – это седаны и 27 492 автомобиля – универсалы Variant. Audi 60 вышла в количестве 216 988 машин (все цифры за вычетом версий в кузове универсал), Audi 72, 75 и 80 – 122 579 машин и Audi 90 – 49 794 автомобилей.