Сотый индекс в модельном ряде Audi объединяет целое семейство легковых автомобилей бизнес класса, производившихся на заводе Audi в Неккарзульме (город в земле Баден-Вюртемберг). Все поколения Audi 100 отличались определённой технической преемственностью: с 1968 по 1994 годы эти автомобили имели переднеприводную компоновку и продольное расположение двигателя.
Вплоть до 1988 года Audi 100 C3 продавали в США под индексом 5000. Также в модельном ряде Ауди присутствовал седан с индексом 200, который был той же «соткой», но в более дорогом исполнении: автомобиль отличала улучшенная базовая комплектация, улучшенная внешняя и внутренняя отделка и пятицилиндровые двигатели (в некоторых случаях даже с турбонаддувом).
Все поколения Audi 100 очень хорошо известны в Европе, США и на всей территории бывшего СССР, куда их в огромных количествах ввозили в б/у состоянии.
История Audi 100 с 1968 по 1997 годы:
- Audi 100 C1
- Audi 100 C2
- Audi 5000 C2 для рынка США
- Audi 100 C3
- Audi 5000 C3 для рынка США
- Audi 100 C3 в Китае
- Экспериментальный гибрид Audi 100 Duo
- Audi 100 C4
«Сотки» всех поколений имели достаточно крепкую и относительно простую конструкцию, высокую долговечность и хорошую комфортабельность. В конце 1985 года кузова всех Audi 100 стали делать полностью оцинкованными, что позволило производителю давать гарантию от сквозной коррозии на 10 лет. В действительности же, немецкий производитель создал практически неубиваемый кузов: последние три поколения Audi 100 нередко встречаются на наших дорогах и сегодня.
Первое поколение Audi 100 – Typ C1/F104
Первая Ауди 100 C1 выпускалась в период с 1968 по 1976 годы. За всё время в Неккарзульме собрали 827 474 таких автомобиля, из которых 30 687 приходится на кузов купе. Седан имел в длину 4 590 мм, в ширину 1 729 мм, в высоту 1 421 мм при колёсной базе 2 675 мм.
Происхождение первого автомобиля с данным индексом — это национальная легенда в Германии. По официальной версии, модель обязана своим появлением покупке в 1965 году концерном VW Group группы Auto Union у другого крупнейшего концерна Германии — Daimler-Benz. Основным аргументом для покупки Auto Union в VW Group называли катастрофическую нехватку производственных мощностей для своей модели Volkswagen Beetle (в то время «народный жук» продавался быстрее, чем производился).
Покупка Auto Union действительно стала хорошим выходом для VW Group: в её распоряжение попал новый завод Audi в Ингольштадте, построенный ещё под крылышком Daimler-Benz. По личному распоряжению тогдашнего главы Volkswagen Генриха Нордхоффа, завод быстро переоборудовали под производство «Жука». В то время у Audi уже был довольно успешный новый седан F103, а после указаний Генриха Норхоффа, в дальнейшем разработки новых моделей Audi прекратились.
Однако купив Auto Union, Volkswagen получил нечто большее, чем просто новые производственные мощности: ему ещё достались сотрудники Auto Union, среди которых был и талантливый инженер Людвиг Краус. Краус сразу не согласился с убеждением Нордхоффа насчёт вечного спроса на «Жука» и именно благодаря ему начались разработки Audi 100 C1, преемника F103. Поскольку проект прямо противоречил инструкциям высшего руководства Volkswagen, он долгое время развивался под пеленой секретности. Генрих Нордхофф узнал о существовании проекта, только когда ему показали уже готовое к производству авто.
Но каково было всеобщее удивление, когда Нордхофф не просто изменил своё мнение насчёт Audi, но даже дал зелёный свет серийному производству первой «сотки»?! Учитывая всю ответственность, возложенную на Людвига Крауса, у него не было и шанса на провал. К счастью, проект Audi 100 оказался коммерчески успешным. Ключевой его особенностью была разработка дизайна собственными силами Audi. Также автомобиль отличало переднее расположение двигателя и система водяного охлаждения. С данной моделью VW Group в буквальном смысле смог выжить, а позже и добиться процветания на рынке Европы и США. Audi 100 C1 оказался в нужный момент в нужном месте: в начале 70-х автолюбители всего мира начали массово терять интерес к машинам с воздушным охлаждением и задним расположением двигателя.
Первый четырёхдверный вариант Audi 100 показали публике 26 ноября 1968 года. Изначально в индекс «100» вложили простой смысл: такую мощность развивал двигатель автомобиля. В то же время, Audi 100 стала крупнейшим представителем марки Audi, который символизировал возрождение бренда, начатое в момент его покупки концерном VW Group.
Позже на платформе C1 создали несколько вариаций. Так, на свет появилась «сотка» в двухдверном исполнении, а ещё через некоторое время Audi выпустила настоящий эксклюзив — модель 100 Coupe S, для кузова которого больше подходит определение фастбэк.
Двухдверный седан Audi 100 увидел свет через год — в октябре 69-го. Разработку 100 Coupe S инженеры Audi закончили к осени 70-го. Во всех трёх кузовах могли использоваться следующие четырёхцилиндровые двигатели: базовый вариант оснащали 1,8-литровым 80 сильным мотором, версию 100 S 1,8-литровым 90-сильным мотором и версию 100 LS 1,8-литровым 100-сильным агрегатом. Под капот купе Audi 100 ставили 1,9-литровые двигатели, развивавшие 115 л.с. В апреле 70-го для версии 100LS также была доступна 3-ступенчатая автоматическая коробка передач от Volkswagen.
В 1972 году 80- и 90-сильные моторы заменили новым 1,8-литровым двигателем, работавшем на низкооктановом бензине и выдававшем 85 л.с. Одновременно гамму двигателей для «сотки» дополнил движок 100 GL с рабочим объёмом 1,9-литра, ранее доступный только для версии Audi 100 Coupe S.
В начале осени 73-го Audi 100 подверглась первому обновлению: дизайнеры уменьшили радиаторную решётку и изменили форму задних фонарей. Не сидели сложа руки и инженеры: они отказались в конструкции шасси от заднего торсионного стержня в пользу спиральных пружин. В 1975 году базовую версию начали продавать под именем 100 L с четырёхцилиндровым 1,6-литровым мотором (пришёл из другого семейства автомобилей Audi — модели 80).
Ещё до того, как у Audi появился полный привод Quattro, компания экспериментировала с полным приводом на Audi 100 C1, но дальнейшего развития проект так и не получил.
Второе поколение Audi 100 – C2
«Сотка» второго поколения выпускалась в период с 1976 по 1982 годы. За это время с завода Audi в Неккарзульме вышло 988 581 экземпляр, из которых 887 647 автомобилей в кузове седан (существовала двух- и четырёхдверная модификация, но из-за низкого спроса на первую, она продержалась в серии недолго), 49 659 в кузове универсал (версия Avant) и 51 282 богато оснащённых автомобиля с индексом 200. Второе поколение Audi 100 C2 для американского рынка продавалось под индексом 5000.
Во второй генерации машину комплектовали рядными четырёхцилиндровыми двигателями I4 с рабочим объёмом 1,6- и 2,0-литра. Также в гамму двигателей входили рядные пятицилиндровые моторы с рабочим объёмом 1,9-, 2,0- и 2,1-литра (дизельные и турбодизельные агрегаты). На выбор покупателя предлагалась 5-ступенчатая МКПП и 3-ступенчатая АКПП.
Кузов Audi 100 C2 заметно увеличился в сравнении с первой генерацией — 4 695 мм в длину (прибавка 105 мм) у седана и 4607 мм в версии Avant. Ширина кузова увеличилась до 1 768 мм (+39 мм). При этом автомобиль стал ниже на 39 мм — 1 390 мм.
Двигатель I5 был первым бензиновым 5-цилиндровым мотором в мире, что предопределило повышенный интерес к Audi 100 C2. Первое время эффективная мощность данного мотора составляла 100 л.с., что позволяло сравнить его мощь с 6-цилиндровым двигателем, а экономичность с 4-цилиндровым мотором. Позднее движок обновили, а его отдача повысилась до 136 л.с.
Дизайн Audi 100 C2 разрабатывался с оглядкой на германский автомобиль NSU Ro 80, признанный в 1968 году «Европейским автомобилем года».
Более дорогая модификация Audi 100 с богатым базовым оснащением вышла в 1979 году (индекс 200). В 1980-ом дизайн автомобиля претерпел значительное обновление: увеличились фонари и изменился внутренний интерьер. В 1981 году семейство «соток» пополнил вариант CS. Автомобиль имел колёсные диски из лёгкого сплава и передний спойлер.
Большим несчастьем Audi 100 C2 стала предрасположенность к коррозии, из-за чего он встречается на дорогах всё реже. В 1977 году ингольштадская компания провела испытания прототипа данной модели с роторно-поршневым двигателем мощностью180 л.с. На основании результатов испытаний двигатель признали нерентабельным.
Audi 5000 C2 для американского рынка
Американскую «сотку» в кузове C2 выпускали в период с 1978 по 1983 годы. Все автомобили для рынка США комплектовали 5-цилиндровым двигателем, что и отразилось в названии — индекс 5000. Первое время двигатель I5 с катализатором развивал 108 л.с.
Для американцев была доступна менее яркая цветовая палитра, чем для европейцев, но в плане оснащённости Audi 5000 соответствовал европейской версии Audi 100 GL. Несмотря на это, тогдашний американский покупатель расценивал комплектацию Ауди 5000 довольно таки скудной, в связи с чем была разработана версия 5000 S с кондиционером и рядом других новшеств. На рынок США двухдверные седаны и универсалы Avant не поставлялись.
В 1979 году американцам предложили Audi 5000 и Audi 5000 S с 5-цилиндровым дизелем, однако из-за слишком высокого содержания токсинов в выхлопе, модель запретили продавать в Калифорнии.
До 1980-го Audi 5000 оснащалась двойными круглыми передними фарами. Но после обновления задние габаритные фары стали больше, а двойные передние фары стали прямоугольными, как и в европейских автомобилях. Некоторые изменения произошли и с приборной панелью.
Несмотря на не самую высокую экологичность, Audi 5000 продавалась в США довольно успешно: за всё время ингольштадская компания продала 133 512 автомобилей в разных комплектациях. Audi 5000 снялась в фантастическом фильме Стивена Спилберга 1982 года «Инопланетянин», а также сыграл свою роль в сериале «Магнум».
Третье поколение Audi 100 – C3
Audi 100 и 200 в кузове C3 выпускалось в 1982 — 1991 гг. За этот период с конвейера в Неккарзульме вышло 1 078 443 автомобиля, из которых 852 243 единицы в кузове седан, 122 852 универсала Avant, 97 195 седанов Audi 200 и 6 153 универсала Audi 200 Avant.
Под капот автомобилей ставили всё те же четырёхцилиндровые двигатели I4 объёмом 1,6-литра и пятилитровые I5, объёмом 1,9-, 2,0-, 2,1-, 2,2-, 2,3-, 2,4- и 2,5-литра. Семейство получило новые 5-ступенчатые механические КПП и 4-ступенчатые «автоматы».
Третья генерация тоже увеличилась в размерах: 4 793 мм в длину (+98 мм), 1 814 мм в ширину (+46 мм) и 1420 мм в высоту (+30 мм). Версия Audi 100 S была занижена на 5 мм. Автомобиль для американского рынка имел длину 4 985 мм. Во всех случаях масса Audi 100 C3 могла составлять от 1 080 до 1 500 кг.
В 1983 году Audi 100 C3 признали «Автомобилем Года» в Европе. Авто вырвалось вперёд, незначительно обойдя Ford Sierra по аэродинамике (третья «сотка» имела рекордно низкое лобовое сопротивление 0,30 Cx, которое 1984 году побил Mercedes-Benz W124, получивший 0,28 Cx). Улучшив обтекаемость машины, инженеры смогли повысить её экономичность. Ориентация на экономию и обтекаемость оказалась как нельзя кстати, так как автолюбители всего мира начали осознавать их значение. В 80-х гг Audi провела множество удачных маркетинговых ходов, впоследствии позволивших сделать Audi легендарной маркой в масштабах всего мира. C3 стала большим шагом вперёд в сравнении с угловатой C2. Также автомобиль был интересен наличием инновационной системы безопасности procon-ten.
Первопроходцем современного округлого облика некогда стал Citroen CX, представленный в 1975 году. За ним миру был представлен обтекаемый Ford Taurus, выпущенный в 1986 году. Audi 100 C3 стала золотой серединой. В 90-х годах предложенные этими автомобилями дизайны стали нормой. Также модель C3 ввела в моду колпаки на колёса и чёрный цвет рам вокруг стёкол.
В C3 инженеры Audi ввели такое конструкционное новшество, как утопленные окна. Эта особенность окон стала ключевым фактором низкого аэродинамического сопротивления и её взяли на вооружение практически все производители.
Следующим революционным нововведением в третьей генерации «сотки» стал турбодизель TDI с прямым впрыском топлива. Двигатель вышел на рынок в 90-ом и при рабочем объёме 2,5-литра он развивал 120 л.с. Даже на низких оборотах двигатель выдавал более 200 Нм, что позволяло расходовать минимум топлива.
В ноябре 1984 года гамму C3 пополнила полноприводная версия с системой Quattro. С сентября следующего года все Audi 100 начали оснащать полностью оцинкованным кузовом. В середине 80-х Audi начинает эксперименты с алюминиевым кузовом, а первые его прототипы создавались именно на базе Audi 100. Тем не менее, в серийное производство алюминиевые кузова пошли спустя десятилетия — в Audi A8.
В наши дни Audi 100 C3 всё ещё пользуется некоторым спросом на мировом рынке поддержанных автомобилей, однако количество машин в адекватном техническом состоянии без коррозии стремится к нулю. В то же время, это очень надёжная модель, а её оцинкованный кузов при должном уходе имеет хороший запас устойчивости к коррозии. Двигатели машины тоже очень надежные и экземпляры «отбегавшие» более 300 000 км без капремонта — далеко не редкость.
В конце 80-х годов Audi показывает новую модель на базе третьей «сотки» — V8. По сути, это была та же Ауди 200 Quattro с 4-цилиндровым двигателем от Volkswagen Golf GTI. Хоть дизайн автомобиля остался таким же, как у Audi 200, V8 комплектовали очень мощными двигателями объёмом 3,6- и 4,2-литра. Audi V8 стала первой полноприводной машиной в модельном ряде ингольштадской марки, оснащённой 4-ступенчатой коробкой передач с вязким сцеплением. Интересным в автомобиле с АКПП было и использование заднего дифференциала Torsen. Параллельно выпускали версию Audi V8 Quattro с МКПП и традиционным задним дифференциалом.
Также в семействе Audi 200 была модификация Turbo, развивавшая 165 л.с. В 1986 году её продавали на внутреннем рынке Германии по цене 52 880 немецких марок. За установку более мощного двигателя 2,1 Turbo развивавшего 182 л.с., дилеры просили доплату 1 700 немецких марок.
Audi 5000 на базе Audi 100 C3
Смена поколений автомобиля для американского рынка запоздала на два года — третью генерацию 5000 C3 для рынка США показали только в 1984 году. Ещё через два года американские дилеры начали продажи автомобилей с полностью оцинкованным кузовом. Модель отличалась новыми передними и задними бамперами и прямоугольными передними фарами. Инновационный аэродинамический кузов этой машины стал предопределяющим фактором в развитии дизайна американских автомобилей конца 80-х годов.
Audi 5000 имела в США хороший потенциал для продаж и всё могло сложиться иначе, если бы не одна очень неприятная деталь: в середине 80-х некоторые владельцы новой Audi 5000 начали жаловаться на «непреднамеренное ускорение». Выпуск репортажа на эту тему по телеканалу CBS обострил проблему до предела. Суть жалобы сводилась к следующему: Audi 5000 с «автоматом» иногда самопроизвольно начинала движение, из-за чего было даже зафиксировано несколько аварий со смертельным исходом.
Инцидент тщательно расследовало Национальное управление безопасности движения на дорогах США, которое сделало вывод, что все инциденты, в том числе и приведённые в репортаже телеканала CBS, были вызваны банальной ошибкой водителей, перепутавших педаль газа и тормоза. В дальнейшем CBS пустила в эфир опровержение самопроизвольного ускорения, но имидж Audi в США испортился на десятилетия.
В связи с провальными продажами Audi 5000 в США, в 89-ом немецкая компания меняет её название по аналогии с версиями для европейского рынка: Audi 100 и 200. Прежний объём продаж в США Audi достигла только через 15 лет. Между тем, по версии «Car and Drive» Audi 5000 S/Turbo попала в десятку лучших автомобилей 1984 и 1985 года. Audi CS Turbo Quattro оставалась в этом списке вплоть до 1988 года. В 1991 году на смену Audi 100 C3 приходит Audi 100 C4.
Вторая жизнь Audi 100 C3 в Китае
Audi 100 C3 выпускалась по лицензии в Китае на фабрике компании FAW в Чанчуне. В начале 90-х модель выпускали по правительственному заказу и во всех случаях она имела переднеприводное исполнение. Под капот китайских Audi 100 C3 ставили 2,0-литровые четырёхцилиндровые моторы и 2,3-литровые пятицилиндровые моторы.
Основанием для китайской жизни Audi 100 C3 послужила резолюция, одобренная Политбюро Коммунистической Партии КНР, которая ограничивала импорт автомобилей для чиновников и их рабочий объём. Более того, согласно выпущенному предписанию, все чиновники должны были ездить на автомобилях отечественного производства. Поскольку в начале 90-х FAW-Audi 100 и 200 считались самыми роскошными и продвинутыми китайскими автомобилями, их излюбленность в глазах местных чиновников несложно было предопределить. Автомобиль выпускался почти целое десятилетие, пока в 1999 на смену платформе C3 не пришла Audi A6.
На основании соглашения между VW Group и FAW, заключённого в конце 80-х годов, выпускалась ещё одна китайская «сотка». Автомобиль получил комбинированную платформу C3 и приводился в движением двигателем Chrysler. В результате такого союза на свет появился Hongqi CA2700 созданный из китайских комплектующих. Первоначально машину комплектовали четырёхцилиндровыми моторами Chrysler с рабочим объёмом 2,0- и 2,2-литра. В начале 2000-х эти моторы заменили агрегатом VQ20.1 от Nissan.
Амбициозный проект Audi Duo
Мало кто знает, что первые гибриды начали появляться далеко не во второй половине 2000-х. Одной из первых проектировать автомобили с таким сочетанием тяги начала компания Audi в своём прототипе Duo. Автомобиль представил марку на моторшоу в Женеве весной 1990-го. В основе этого экспериментального гибрида лежала Audi 100 Avant Quattro.
В движение машину приводил электромотор немецкой компании Siemens, развивавший 12,6 л.с. Электротяга подавалась только на задние колёса. Электромотор подпитывал Ni-Cd аккумулятор, расположенный в багажнике. С передними колесами работал 5-цилиндровый 2,3-литровый двигатель мощностью 136 л.с.
Главной целью проекта было показать, что наступило время начать серийный выпуск автомобилей, способных ездить по городу на электротяге. Режим работы силовой установки в Audi Duo можно было выбирать на своё усмотрение. Предположительно Audi выпустила всего 10 таких гибридов.
В конце 1991 года было представлено второе поколение Audi Duo, созданное на базе той же модели 100 Avant Quattro. В этот раз мощность 3-фазного электромотора Siemens увеличилась до 28,6 л.с.
Четвёртое поколение Audi 100 – C4
Четвёртая генерация Audi 100 в кузове C4 стала самой малочисленной в семействе. За период с 1991 по 1994 годы компания выпустила только 628 000 таких автомобилей, что меньше чем Typ C1 на 199 474 экземпляров. В некоторых источниках автомобиль уже называют по новой системе обозначения компании Audi — A6.
Четвёртая Audi 100 C4 комплектовалась бензиновыми моторами объёмом от 2,0- до 2,8-литра, развивавшими от 99 до 174 л.с. В гамму входили старые-добрые и доработанные I4, I5, а также новые V6. Дизельные моторы TDI имели рабочий объём 2,4- и 2,5-литра, мощность которых могла составлять 80, 114 и 138 л.с. Семейство в очередной раз получило новые 5- и 6-ступенчатые МКПП, но 4-ступенчатые «автоматы» остались старыми.
Впервые за всё время существования «сотки», рост автомобиля прекратился. В длину автомобиль стал короче на 3 мм — 4 790 мм, в ширину на 14 мм — 1 800 мм. Высота Audi 100 C4 увеличилась на 20 мм — 1 440 мм. Колёсная база в зависимости от исполнения привода могла быть разной: 2 687 мм в автомобиле с передним приводом и 2 692 мм в автомобиле с полным приводом. Масса модели в разных версиях колебалась от 1 080 до 1 663 кг.
Несмотря на дебют в 1991 году, серийное производство четвёртой генерации Audi 100 начали в декабре 1990 года. Универсал пополнил семейство в августе 91-го. Audi V8, созданную на платформе C3, продолжали выпускать в качестве отдельной линейки.
Основным новшеством Audi 100 C4 стал 12-клапанный 2,8-литровый двигатель V6 90°. По сути, гамма двигателей для новой «сотки» состояла из тех же агрегатов, что и в Audi 80 B4. Постоянный полный привод Quattro можно было опционально установить на автомобиль с любым двигателем, но 4-ступенчатую АКПП ZF предлагали только для Audi 100 Quattro.
В 1995 году Audi проводит смену индексации и обозначение «100» из названия автомобиля исчезает, уступив место обозначению A6. Кроме того, на смену Audi 80 приходит Audi A4, а на базе Audi V8 в итоге строится флагманский седан Audi A8, впервые увидевший свет в 1994 году.
В первоначальном дизайне Audi A6 выпускалась вплоть до 1997 года, пока её не заменил полностью новый дизайн, поставивший крест на истории «сотки». Если не принимать во внимание смену индексации, то Audi 100 C4 с 1990 по 1997 годы вышла в количестве 927 000 экземпляров.